Попытка Литературоведческого анализа
Тайна, окутывающая происхождение, облик и роль Рогатого Чибиса в истории, вот уже пару тысяч лет не дает покоя исследователям. Мы не будем спорить с ранними авторами – ни с Плинием, считавшим Чибиса Ибисом, ни с Анаксимандром, вообще не верившим в его существование. Напомним о великом Линнее, который – и великие ошибаются – отнес Чибиса к Цаплям. Очевидно, что тайна Чибиса не лежит в области классификации, и для ее разгадки нам потребуются иные методы.
Мы воспользуемся методикой дедуктивных цепочек, с таким успехом применявшейся Ш. Холмсом и, впоследствии, иными изыскателями. Кроме того, мы исходим из классического изображения Рогатого Чибиса в Бестиарии Сильвии Кабиб, любезно предоставленного нам самой Сильвией Кабиб. И главное, мы руководствуемся принятой в литературоведении логикой.
Во-первых, Чибис печален. Только взгляните на его опущенные уголки рта. Почему же он грустен – без видимой причины? Ответ напрашивается сам. Просто вспомните это бессмертное:
“И что, все такие же красивые и зеленоволосые? – Ну да, почти все. – И что, у всех такие же грустные глаза ?!!– Нет, только у евреев”.
Итак, Чибис – еврей.
Чибис изображен на фоне голубой реки, окруженный тростниками. Вам это ничего не напоминает? Тростник… Если погуглить слово “тростник”, почти сразу получаем:
“Тростник принадлежит к разряду травянистых растений, растущих в местах болотистых и приречных. Так, корзина, в которую был положен матерью младенец Моисей, была сделана из тростника египетской реки Нил.”
Мы получаем ответ сразу на два вопроса – Кто? и Где?
Нас не должно смущать, что в Библии речь идет о младенце, а перед нами вполне взрослый Чибис. Такое смещение временных пластов как раз характерно для иконографии всех времен. Кроме того, Чибис рогат. Разъяснение рогатости Чибиса приходит само собой, если учесть, что перед нами Моисей!
Здесь уместно вспомнить пионерскую песенку “У дороги Чибис”. В ней Чибис предстает косноязычным, почти заикой, и лишь печально восклицает: “Чьи вы? Чьи вы?” Моисей, как известно, был косноязычен.
Все становится на свои места. Перед нами изображение Моисея на фоне голубых вод его родного Нила.
Великий пророк печален, как и все великие пророки еврейского народа.